Оценка эффективности работы вице-премьеров Правительства РФ

В мае 2018 года президент Владимир Путин утвердил новый состав правительства России. Кабинет министров обновился, в его состав в рамке вице-премьера были включены А. Гордеев и Т. Голикова. Оба имели опыт работы в правительстве ранее. Кроме того, произошло совмещение постов министра и вице-премьера, глава Минфина А. Силуанов стал первым вице-премьером.

Обновление кабинета министров потребовалось по двум причинам. Первая – майский указ президента, который дал старт 12 национальным проектам и стратегии пространственного развития. Вторая – правительство должно эффективно отвечать на текущие вызовы и риски. Каждый вице-премьер получил вверенный ему участок работы и вертикаль министерств, агентства и служб по его компетенции.

На протяжении 2018 г. и пяти месяцев 2019 г. президент обращал внимание премьер-министра и вице-премьеров на различные проблемы и задачи, которые необходимо решать в оперативном и среднесрочном режимах. Опираясь на его поручения в очной форме, в формате поручений по итогам встреч и заседаний с участием первого лица, а также в рамках росписи поручений по обращениям граждан и организаций, можно оценить содержание и общее число таких поручений по сфере ответственности каждого вице-премьера. А также сопоставить с ними принятые управленческие решения по линии вице-премьеров в период с мая 2018 г. по начало июня 2019 г.

Такое сопоставление позволяет оценить эффективность работы заместителей председателя правительства на вверенных им направлениях. Эффективность работы вице-премьеров над тематиками, которые попали в сферу внимания президента, нами оценивалась на основеуправленческих решений, принятых на уровне вице-премьера или в курируемых ими ведомствах, попавших в публичное поле.

Под управленческим решением понимается, как собственно решение, так и начало практической работы по его выработке, выраженное в тех или иных аппаратных действиях. Декларации и заявления, за которыми не последовало никаких действий (включая планы на долгосрочную перспективу), игнорировались.

Всего нами было проанализировано 746 управленческих решений, с одной стороны, и с другой – 52 темы в деятельности правительства, к которым президент в общении с кабинетом проявил деятельный интерес – либо в формате постановки задачи правительству, либо в формате затребованного им отчета о действиях кабинета.

Исследование показало, что в среднем на каждую из таких тем приходится по 14 управленческих решений, однако их число неравномерно распределено между вице-премьерами. Тем не менее, средний уровень позволяет оценить активность и скорость реагирования каждого заместителя на порученные ему президентом и премьером (по итогам поручений президента) задачи. Отношение числа управленческий решений к сферам деятельности вице-премьера позволяет вывести интегральный индекс и сравнить госуправленцев по единой методике, нивелировав разницу в числе предметов ведения.

Важно отметить, что каждый вице-премьер работает по разным задачам, и каждая может требовать разных по степени оперативности и сложности исполнения решений. Поэтому впрямую «вес» каждого управленческого действия сравнивать некорректно, в отличие от общего соотношения сфер деятельности и действий. Например, постоянная работа Д. Козака с нефтяными компаниями над соглашением о ценах на бензин в рознице и контроль за его исполнением на отрезке май 2018 – июнь 2019 требовала большего числа усилий и оперативных решений «в моменте», чем формирование и следование А. Акимовым по дорожной карте «Цифровизации». Работа В. Мутко по проблемам дольщиков может быть интенсивней в первый год работы правительства, в то время как у Т. Голиковой заметные управленческие решения по здравоохранению и в социальной сфере могут последовать в будущем (что определит иную оценку эффективности ее работы). Тем более, что общий фронт ответственности Т. Голиковой заметно шире вопросов строительства и миграции у В. Мутко.

В текущем периоде в лидерах – Максим Акимов, индекс которого за май 2018 г. – июнь 2019 г. 23(число управленческих решений по одной сфере работы). 

Вторую по плотности решений группу возглавляет Д. Козак с показателем 19. Далее в списке располагаются А. Силуанов (18), А. Гордеев (17), Т. Голикова (в среднем 16 решений по «президентским» темам в курируемых ею направлениях) и К. Чуйченко с 13-ми решениями в среднем по каждой теме, к которой был артикулировано внимание Путина.

В третьей группе вице-премьеров, отстающих от лидеров более чем в два раза, О. Голодец и Ю. Борисов (в среднем по 8 решений), В. Мутко и Ю. Трутнев (в среднем по 5 решений на каждую курируемую ими «президентскую» тему в деятельности правительства).

Распределение вице-премьеров по эффективности принятия управленческих решений


1.


М.Акимов


23,6



2.


Д.Козак


18,75


3.


А.Силуанов


18,4


4.


А.Гордеев


17,2


5.


Т.Голикова


16


6.


К.Чуйченко


13,2



7.


О.Голодец


8,2


8.


Ю.Борисов


7,8


9.


В.Мутко


5,25


10.


Ю.Трутнев


5,25


Источник для расчетов: сайт Правительства РФ, министерств Правительства РФ, Прайм, Коммерсант, Ведомости, РБК


Источник для расчетов: сайт Правительства РФ, министерств Правительства РФ, Прайм, Коммерсант, Ведомости, РБК

Справочные материалы

Вопросы президента и поручения правительства по линиям работы вице-премьеров (сферы) в период май 2018 – июнь 2019 г. оформленные как поручения, задачи и требования предоставить отчет о ходе работы.

Вице-премьер


Поставленная задача по сфере деятельности вице-премьера


Т. Голикова


Прирост численности населения; рост продолжительности жизни; появление или возврат фельдшерских, фельдшерско-акушерских пунктов, врачебных амбулаторий в сельской местности; массовая диспансеризация 



Борьба с бедностью; рост реально располагаемых доходов населения; повышение зарплат работникам госсектора



Выплаты за рождение или усыновление первого, второго и последующих детей; продолжение политики материнского капитала; новые места в яслях и детсадах, новые школы; комплекс новых мер по поддержке рождаемости в регионах РФ, где она низкая; увеличение числа семей, воспользовавшихся льготной ипотекой по ставке 6% годовых; организация отдыха детей и их оздоровления, семейный отдых детей с родителями



Программа повышения конкурентности российских вузов; профориентация выпускников ВУЗов; меры государственной поддержки научно-образовательных центров; эффективность РАН



Переоснащение среднего профорбразования; ЕГЭ; поддержка одаренных детей и молодежи



Реформа психиатрической и психоневрологической помощи (интернаты)



Продолжение реализации пенсионной реформы; система профессиональной подготовки для людей предпенсионного возраста



Доступ к бюджетному финансированию для социально ориентированных НКО




А. Силуанов


Ускорение роста ВВП;  увеличение доли инвестиций в ВВП до 25%; привлечение иностранных инвестиций



Рост объемов несырьевого неэнергетического экспорта; международная кооперация и экспорт; либерализация визового режима со при посещении России



Система мониторинга реализации нацпроектов, в том числе и хода их финансового обеспечения



Рост производительности труда; поддержка нацпроизводителей, реализующих корпоративные программы повышения конкурентоспособности



Программа льготного кредитования МСП; повышение экономической активности населения; снижение "нейтрального" уровня безработицы; новый режим для самозанятых



Изменения в законодательство о госзакупках; доступ субъектов малого и среднего предпринимательства к системе государственных закупок



Новая стратегия таможенного регулирования и Таможенной службы



ИПК



Парирование санкционного давления на экономику; амнистия капитала




М. Акимов


Рост доли расходов на развитие цифровой экономики в ВВП втрое за пять лет; поддержка российских высокотехнологичных компаний-лидеров (развитие идеи "национальных чемпионов" в одной сфере); 



Продвижение цифровых госуслуг;  создание в России сетей 5G (включая развитие интернета вещей); подключению к скоростному интернету  больниц и поликлиник, фельдшерско-акушерских пунктов



Массовый интернет, доступный всем; обязательство государства спонсировать получение "цифровых компетенций" до 10 млн человек (через онлайн-курсы)



Регулирование соцсетей и мессенджеров



Создание сети высокоскоростных магистралей, разделение грузового и пассажирского движения; снижение аварийности на автодорогах



Субсидирование авиаперевозок




В. Мутко


Рост числа семей, улучшивших жилищные условия; меры поддержки строительства индивидуальных домов; механизм передачи регионам неиспользуемых федеральных земель



Стабилизация рынка строительства жилья;  переход на эскроу-счета; цены и рынок стройматериалов



Сдерживание цен на услуги ЖКХ;   модернизация коммунальной инфраструктуры



Строительство метро в городах России




Ю. Борисов


Прозрачность госзакупок; доступ к госзакупкам максимального числа подрядчиков; выполнение гособоронзаказа



Диверсификация ОПК;  продвижение  продукции отечественного промпроизводства на внутреннем рынке; налоговые льготы и другие меры по стимулированию микроэлектроники и отечественной элементной базы



Рост экспорта продукции ОПК



Кризис в Роскосмосе; космическая программа



Продвижение SSJ-100 и MC-21




О. Голодец


Вовлечение 55% населения в занятие спортом и физкультурой; развитие спортивной инфраструктуры



Рост числа посетителей музеев, театров, выставок; создание сети виртуальных залов, площадок; детский театр как отдельная программа; 



Развитие культуры в малых городах и на селе, поддержка региональных театров и сельских домов культуры; создание центров культурного развития во Владивостоке, Калининграде, Кемерово и Севастополе



Введение электронных виз для иностранных туристов



Безопасность в музеях (в части предметов искусства)




Ю.Трутнев


Программа развития ДФО; дальневосточный гектар;  борьба с оттоком населения



Развитие арктической зоны (включено в сферу ответственности Минвостокразвития); Севморпуть (после перехода Арктики в Минвостокразвития)



Экологическая ситуация на Дальнем Востоке и в Арктике



Работа погранпереходов на границе с КНР




Д. Козак


Соглашение с нефтянниками о розничных ценах на бензин; инвентаризация нефтяных месторождений; меры по развитию нефтегазохимического комплекса



Вопросы регулирования отношений розничных торговых сетей и поставщиков; вопрос размера комиссий банков за эквайринг дебетовых и кредитных карт в розничных магазинах



Регулирование рынка бытового потребления электроэнергии и газа (в т.ч.«социальные нормы» и «умные счетчики»)



Стимулирование роста промышленного производства; меры по привлечениюинвестиций в автопроммеры по поддержке российского автопрома(субсидирование кредитных и лизинговых госпрограмм)




А. Гордеев


Мусорная реформа; система раздельного сбора мусора



Развитие сельских территорий; уровень безработицы на селе



Экспорт зерна;  упрощение системы льготного кредитования АПК



Качество продуктов питания, здоровое питание



Развитие биржевого механизма при реализации древесины, распространить «лесную ЕГАИС» на все сделки с древесиной




К. Чуйченко


Регуляторная гильотина; новая версия законопроекта о контрольно-надзорной деятельности



Новый Кодекс об административных правонарушениях




Источник для расчетов: сайт Правительства РФ, министерств Правительства РФ, Прайм, Коммерсант, Ведомости, РБК

7




<< Назад ко всем новостям