В минувшие выходные экспертами ЦРРП была организована панельная дискуссия по проблемным точкам Камчатского края, в которой приняли участие представители науки, бизнеса и общественных организаций. Успех Камчатского края в 2018-2020 гг., связанный с улучшением инвестиционного климата и притоком капитала, предложено опробовать в других регионах ДФО. Кроме того, выявленные проблемные точки могут помочь Камчатке уже в 2020-2021 гг., еще больше усилить свои позиции. В дискуссии приняли участие представители РСПП, ТПП, ВЦИОМ, ЦРРП, РЭУ Плеханова, Финансового Университета, МГУ и др.
2020 год может стать одним из самых сложных для экономики современной России. Падение цен на нефть, коронавирусная пандемия, ослабление рубля — все эти факторы бьют по промышленному производству, как следствие, ведут к рецессии. Однако инвестиции в Дальний Восток, на фоне общего падения показателей по стране в целом, могут сохраниться на прежнем уровне и даже возрасти. По мнению финансовых аналитиков, участвующих в составлении Рейтинга инвестиционных потенциалов субъектов ДФО, Камчатка занимает в нем лидирующие позиции, как и в национальном рейтинге инвестиционной привлекательности АСИ, в котором Камчатский край, наравне с Якутией, входит в ТОП-30 регионов по качеству инвестиционной среды. Вместе с тем, у Камчатки есть и проблемные точки, которые с каждым годом местные власти старались выправлять. Приход в регион нового врио губернатора Владимира Солодова, опытного руководителя, как раз в деле привлечения инвестиций, может помочь нивелировать оставшиеся в крае проблемы, все еще сдерживающие развитие потенциала Камчатки.
«Особое внимание – поддержке малого бизнеса, одним из приоритетов развития региона, особенно в кризисные времена, является поддержка малого и среднего предпринимательства», - заявил гендиректор Центра развития региональной политики Илья Гращенков. –Сегодня Камчатка входит в пятерку регионов, где лучше всего поддерживают МСБ, так оценивают работу властей эксперты, но есть и множество проблем, не хватает инструментов помощи, есть проблемы связанные с федеральным законодательством, к тому же Камчатка — регион со сложившейся структурой экономики, где на первом месте рыбная отрасль, затем горнодобывающие предприятия, а уже затем производство и бизнес, поэтому особенно высоко можно оценить те усилия властей, которые сделаны в этом направлении, вопреки федеральным тенденциям. Между тем, эти проблемные точки существуют, фактически работа региональных органов власти часто ограничена федеральным законодательством и вопросы приходится решать, что называется, в ручном режиме, полагаю нужно учесть этот кризисный опыт и доложить о нем профильным министерствам и ведомствам».
О ручном управлении, его позитивных моментах, но вместе с тем и проблемных точках, говорила и руководитель Институт исследований и экспертизы Внешэкономбанка Юлия Зворыкина. По словам эксперта, в каждом российском регионе есть своя программа поддержки малого и среднего бизнеса с финансированием, заложенным в бюджет субъекта РФ. «Мы не говорим о локальных экстренных мерах поддержки, это очень хорошо что они есть и проблемы решаются напрямую, через телеграм-каналы например, где сидят сами министры и решают проблемы, но речь ведь идет и о постоянных - показывающих реальный уровень заботы региональных властей о развитии бизнеса. Сколько каждый регион в среднем тратит на одну компанию, относящуюся к сектору МСП? Здесь Камчатка явно в лидерах». Хотя лидерство во многом объясняется и тем, что население региона невелико и есть возможность для этого «ручного управления». «С дальневосточными регионами понятно: есть деньги от добычи, предпринимателей – не много и любая коммерческая деятельность в таких условиях связана с большими рисками: людей мало и для успешного существования бизнеса попросту может не хватить спроса. Республика Алтай, Камчатка, Чукотка приятно удивили – регионы не богатые, но на поддержку малого и среднего бизнеса средства нашли», – отметила Зворыкина. При этом эксперты отметили, что сам факт выделения средств в наших реалиях ещё не означает, что их легко может получить любой желающий.
О проблемных точках на фоне «коронакризиса» говорили и представители туриндустрии. Очевидно, что до 2021 года границы не откроют, все захотят отдыхать в России, для этого уже сейчас имеется существенный потенциал для развития. При этом Камчатка, по данным исследования ВЦИОМ, входит в ТОП-3 регионов, куда россияне могут поехать вместо страны Европы и Азии. «Туризм - это отрасль, которая очень остро реагирует на внешние факторы, но при этом быстро самовосстанавливающая отрасль. Будет спрос на путешествия, предложение моментально возрастет. Все готовы как можно скорее открыться, но все зависит от вирусной ситуации, поэтому сложно предсказать. Мы видим, что идут продажи на периоды уже следующего года у туроператоров - они могут спокойно их продавать», - рассказала гендиректор туристической ассоциации регионов РФ Светлана Ануфриенко. Также эксперты ожидают и снижения цен на туристические услуги. Учитывая, что платежеспособный спрос гарантированно снизится, крупные корпоративные клиенты в этом году, скорее всего, уйдут с рынка. «Мы ожидаем и значительного снижения цен на гостиничные и туристические услуги, и демпинга со стороны отдельно взятых объектов. А значит, подавляющее большинство отелей и здравниц закончат этот финансовый год с серьезными убытками», - считает председатель правления межрегиональной Ассоциации отельеров Валентина Богданова. При этом именно Камчатка может выиграть в том плане, что на фоне падения массового спроса, возрастет спрос на более дорогой отдых, поможет региону повысить свою узнаваемость. «По данным Ростуризма, только Москва и Подмосковье, Краснодарский край, Санкт-Петербург и Крым имеют показатели, выходящие за пределы 10 млн туристов в год», - заявил ранее замгендиректора ВЦИОМ Кирилл Родин. - Для других территорий, обладающих несомненным туристическим потенциалом, таких как Алтай, Камчатка, Карелия, данный показатель иногда не превышает и 2 млн человек. Такая ситуация может быть вызвана разными факторами — от недостатка финансовых вливаний и скудности инфраструктуры до ментальных или социально-демографических особенностей разных категорий туристов». По его словам, рост туристического сектора российской экономики — условие создания новых рабочих мест в малом и среднем бизнесе. Туризм стимулирует развитие смежных отраслей экономики, таких как транспорт, торговля, народный промысел, строительство и т.д. Поэтому «проблемные точки» в 2020 году, вполне могут стать новыми точками роста.
Одной из проблемных точек в развитии МСБ в 2020 году эксперты считают доступность дешевых кредитов. «Кредит по сниженной ставке получить практически невозможно в связи с невероятной сложностью самого процесса. Количество необходимых бумаг и скорость принятия решения не позволяют подавляющему большинству предпринимателей финансировать бизнес таким образом. «Именно поэтому, всего чуть более 2% бизнесов получили такой кредит», - полагает доцент кафедры теории и экономики МГУ им. М.В. Ломоносова Тарас Черевко, - Жаль, что эта мера распространяется не на новый, только что созданный бизнес, которому особенно тяжело на ранних этапах развития, а на действующие активные компании со среднесписочной численностью сотрудников более 7 человек по итогам первых девяти месяцев года. Обычно на такой уровень выходят компании на второй-третий год работы, когда основные проблемы уже решены и сниженные налоги не играют значимой роли». При этом, как заметил Илья Гращенков, доступность кредитования малого и среднего бизнеса на камчатке, в период 2018-2020 гг. серьезно возросла, что отмечается не только экспертами центра, но и представителями АСИ, составляющими инвестрейтинг.
Сооснователь международной группы компаний AsiaMediaGlobal Алексей Гаврилов, говоря о перспективах работы иностранного бизнеса, который хочет инвестировать в Камчатку, заметил, что проблемные точки существуют, а решать их помогает как раз федеральный центр, в лице Минвостокразвития и полпредства, а также Правительства РФ: «Многие проекты идут в регион через Правительство РФ, не просто спускаясь, а формируясь в команде «центр – регион», что дает внутренним и внешним инвесторам ориентированный посыл: где ему работать и с кем. Очевидно, что Камчатка стоит в этом привлекательном для инвесторов ряду вместе с более финансово ёмкими регионами, однако есть и чисто локальные проблемы, раз мы говорим о проблемных точках, но мы видим что их решают и очень успешно, в части регуляторной среды, трудовых ресурсов, сейчас главный вопрос — финансы и кредит, в том числе и зарубежные капиталы».
Представитель «Клуба лидеров» АСИ Эдуард Поминов указал на еще несколько проблемных точек для камчатской экономики: «Нельзя не отметить успешную работу структур региона, нацеленных на формирование привлекательного делового климата – Корпорации развития Камчатки, Агентства инвестиций и предпринимательства и других созданных Правительством края институтов поддержки бизнеса. Сейчас инвесторы оценивают возможные риски при смене власти, ведь еще предстоит избрать нового губернатора. Предсказуемость, налаженный диалог между бизнесом и властью – очень важны для тех, кто планирует реализацию проектов в регионе. В этом плане Камчатка – один из устойчивых, стабильных субъектов ДФО, в котором к тому же принят краевой закон об не ухудшении условий инвестирования».
В качестве выводов панельной дискуссии, организованной ЦРРП, можно обозначить следующие тезисы: проблемные точки Камчатского края в 2020 году связаны с общими тенденциями мирового финансового кризиса на фоне вирусной пандемии, но зависят от него в меньше степени, чем регионы центральной России. Крупные камчатские проекты будут реализовываться в полном объеме, а вот помощь МСБ должна быть увеличена, причем «узкие места» в этой помощи организованы не местной властью, а наоборот — нехваткой инструментов.
Сейчас помощь оказывается в ручном режиме и успешные и не успешные кейсы могут быть собраны, для доклада федеральному правительству и экспертному сообществу. Туризм — одна из отраслей, которая может как пострадать, так и получить шанс на развитие, проблемные точки здесь связаны с информационной работой на федеральном уровне. Иностранные инвестиции продолжат поступать на Камчатку, а имеющиеся проблемные точки должны помочь преодолеть через инструменты развития.