Рейтинг потенциала регионов ДВФО – 2020

Несмотря на короновирусную угрозу и падение рубля на фоне заката больших цен на нефть, глобальная экономика не стоит на месте. Вместе со спадом инвестиций в начале 2020 года эксперты прогнозируют пробуждение рынков уже во второй половине, к тому же крупные инвестиционные проекты никто не сворачивает, они продолжают реализовываться. В России одним из самых интересных федеральных округов, именно с инвестиционной точки зрения, является Дальний Восток. Поэтому эксперты Центра развития региональной политики (ЦРРП) уже третий год подряд проводят исследования и составляют Рейтинг развития потенциала дальневосточных регионов, сообщает ИА DEITA.RU.

В прошлом году рейтинг ЦРРП был презентован в рамках деловой программы ВЭФ-2019. Тогда вице-премьер - полномочный представитель президента РФ в Дальневосточном федеральном округе Юрий Трутнев, комментируя результаты исследования, заявил, что «экспортный потенциал ДВФО огромен, и мы будем вводить в эксплуатацию залежные земли, развивать рыбную промышленность, это будет способствовать тому, чтобы выполнить все задачи, которые поставлены перед нами президентом Путиным». Он также отметил, что от работы региональных властей напрямую зависит, будет ли этот потенциал реализован. В 2020 году, в связи с переносом сроков ВЭФ, Рейтинг был презентован экспертами ЦРРП в Финансовом университете при Правительстве РФ.

Новые механизмы развития и нестандартные решения в сфере инвестиционной экономики, которые инициировало правительство страны на Дальнем Востоке, в каждом из его 11 субъектов реализуются по-своему. Особенности территорий - климатические, исторические, экономические - формируют подчас и совсем разные задачи.

«Данное исследование - это попытка не только оценить инвестиционную привлекательность территории, как это делают РАЭКС, АСИ и другие уважаемые аналитические агентства, но и эффективность и вовлеченность в процесс развития региональных властей, сравнить субъекты дифференциально, опираясь не столько на интегральные показатели, но оценить динамику, что сделали власти на местах, какие проекты «пробили», а где не доработали, - рассказал автор рейтинга, гендиректор ЦРРП Илья Гращенков. - С 2018 года мы оцениваем регионы с точки зрения «пространственного развития», как об этом говорил президент Путин, например, смотрим на развитие Арктических территорий, восстановление Севморпути в качестве приоритетной задачи транспортной стратегии РФ и так далее».

По его словам, именно взаимосвязь Восток – Арктика вызвала интерес со стороны инвесторов в отношении к регионам ДВФО, попадающих в зону развития проекта.

Между тем, согласно методологии, составителями Рейтинга потенциала регионов изучены реализуемые меры по улучшению инвестиционного и предпринимательского климата, взаимодействие органов власти и бизнес-сообщества, работа институтов развития, работа режимов территорий опережающего развития (ТОСЭР), перспективы экспортоориентированного сектора экономики, развитие предпринимательства на муниципальном уровне и т.д. ТОРам уделено особое внимание, так как в рамках диалога на ВЭФ Минвостокразвития России было рекомендовано дополнительно проанализировать проводимую работу по обеспечению резидентов дальневосточных ТОР инфраструктурой и оценить степени реализации инвестиционных проектов резидентов. 

рейтинг

ДВФО 2020 – курс на развитие логистики

Потенциал - это совокупность всех имеющихся в федеральном округе возможностей, средств, а в широком смысле – это «запасные» средства региона. На сегодняшний день Дальний Восток обладает наибольшим количеством ресурсов, которые требуют освоения, до 80% богатств ДВФО еще только предстоит освоить человеку, речь обо всех отраслях – от добычи золота и нефти до ловли рыбы и сферы туризма. В число проанализированных экспертами инвестиционных проектов входят как крупные инфраструктурные, вроде глубоководных портов, межконтинентальных тоннелей, терминалов и логистических центров, объектов добычи полезных ископаемых, продовольственных ресурсов – рыбы, морепродуктов, сельхозпродукции, так и объекты сферы малого и среднего бизнеса. Поэтому регионы ранжированы в рамках динамики раскрытия их потенциала.

Дальний Восток – самая восточная часть территории России. Представляет собой крайний северо-восток Азии. Макрорегион имеет выход к двум океанам: Тихому и Северному Ледовитому, граничит с четырьмя государствами (Китаем, Японией, США, КНДР). 9 дальневосточных регионов расположены в четырех часовых поясах и самых разных климатических зонах, от арктических пустынь до субтропиков. 6,9 млн. кв. км -  это площадь Дальнего Востока. 8,2 млн чел. – население ДВФО, при плотности в  1,2 чел/кв. км. Высокий ВРП - 268 000 руб. (на 19% выше среднего показателя по России), первое место в России по объему инвестиций на душу населения, уровень зарплаты выше среднего показателя по России почти на 25%.

рейтинг

Рейтинг потенциала регионов ДВФО в 2020 году

Высокий потенциал (А/A+)

Развитие арктических территорий, а через них – восстановление транспортного коридора СМП, является ключевым показателем для раскрытия потенциала дальневосточных регионов в перспективе на 2020-2030 годы. В этой связи, наибольший интерес для инвесторов представляют два региона ДВФО – это Камчатский край и Республика Саха (Якутия).

Камчатский край (A+) серьезно усиливает свои позиции в рамках развития сферы туризма, логистики (именно в 2020 году должны начаться работы по созданию порта и терминала СМП), инфраструктуры, рыбной отрасли, добычи золота. В отличие от других регионов ДВФО потенциал полуострова развивается опережающими темпами. Так, по результатам 2019 года подписаны соглашения на развитие туризма, в частности строительства парка «Три вулкана» общей стоимостью более 50 млрд рублей. В целом инвесторы из России и Китая намерены инвестировать в Камчатку в период 2020-2025 гг. более 200 млрд рублей. На такую же сумму планируются инвестиции в логистическую сферу (основной инвестор – «НОВОТЭК»), началось строительство нового крупного аэропорта. С приростом почти в 70% растет золотодобывающая отрасль, а завершение воссоздания СМП станет стимулом к добыче угля на севере Камчатки. В марте на Камчатке сменился глава, врио губернатора стал Владимир Солодов, ранее возглавлявший правительство Якутии. Приход опытного управленца, знакомого с развитием северных территорий, стимулирует власть и бизнес к созданию новых инвестиционных проектов через институты развития, так как регион давно ждал «управленческой встряски».

Республика Якутия (A), где ведущей отраслью промышленности является добыча полезных ископаемых, наращивает и присутствие в других сферах – туризме, IT-индустрии, логистике. Республика относится к важнейшим минерально-сырьевым и горнодобывающим регионам России, занимает ведущее место в РФ по добыче алмазов и золота. В 2020 году серьезный толчок к развитию получат и те территории, которые имеют опосредованный выход к морю и СМП, например, порт в Тикси. Важной составляющей, помимо логистики газа, станет логистика рыбы  и морепродуктов, угля и прочих грузов. Якутия – один из немногих регионов ДВФО, где активно развивается наука и IT-индустрия, ТОСЭР и технопарки дают ощутимый эффект, а значит, республика становится драйвером развития для всех соседних регионов, особенно для Магаданской области и Камчатки. Важный момент – переход председателя правительства Якутии Владимира Солодова на пост врио губернатора Камчатского края дает возможность двум регионам сотрудничать в более тесном формате.

Хороший потенциал (B/B+)

Приморский край (B+) – ранее безусловный лидер экономики Дальнего Востока последние два года снижает темпы своего развития, так как емкость рынка для новых проектов ограничена, а факторы для развития малого и среднего бизнеса не улучшаются. Снижается и инвестиционная привлекательность рыболовного сектора, хотя по объемам край лидирует. В сфере развития туризма Приморье начинает уступать Камчатке, Бурятии и Якутии, нужно развивать новые направления, а не только маршруты из Китая во Владивосток. Приморье по-прежнему лидер по части инфраструктурных проектов и их инвестиционной привлекательности, например дальневосточная верфь «Звезда» - один из ключевых объектов отечественного судостроения, однако существенной доработки требует программа по улучшению городской среды вокруг этих мощных предприятий. Власть в регионе выступает важным фактором для стабильного развития потенциала края, губернатор Олег Кожемяко является фигурой федерального масштаба, что подчеркивает и особый статус субъекта, где проводится форум ВЭФ, а в 2020 году должен был пройти чемпионат мира по игре в Го.

Сахалинская область (B) – удерживает лидерство на Дальнем Востоке, так как это один из самых перспективных с точки зрения добычи ресурсов регион, который за 2019 год смог выправить ряд административных трудностей, в первую очередь, связанных с силовым давлением на сахалинский бизнес. Кроме того, на Сахалине в этом году запустили три проекта, которые позволили перевести взаимодействие власти и бизнеса в формат открытого диалога, открылся центр бесплатного обслуживания предпринимателей. Повысить инвестиционную привлекательность призван также проект «эффективный регион», основанный на принципах бережливого производства. Губернатор Валерий Лимаренко сумел выстроить баланс сил между бизнес-элитами региона, тем самым успокоив местную политическую среду, которая в период 2018-2019 гг. оказывала серьезное влияние на бизнес своей нестабильностью.

Средний потенциал (C/C+)

Хабаровский край (C+) – снижает темпы развития своего потенциала. Тенденции по основным макропоказателям негативные. Подтверждают их и итоги первого полугодия 2019-го: миграционный отток, как и государственный долг - наибольшие из всех субъектов макрорегиона (четыре тысячи человек и 54,9 миллиарда рублей). Стоящие перед краем проблемы обусловлены прежде всего слабой адаптацией его диверсифицированной экономики к рыночным условиям хозяйствования. Традиционные драйверы роста - военно-промышленное и гражданское машиностроение, а также лесная индустрия - потеряли свою динамику. Естественная основа регионального хозяйства (рентные ресурсодобывающие производства) не обеспечивает воспроизводство 1,3 миллиона человек, которые составляют население края. Также в Хабаровском крае действуют существенные ограничения экономического роста. Они включают много факторов: высокую стоимость жизни, значительную долю низкоэффективных перерабатывающих производств, дефицитность бюджета, высокий государственный долг, низкую налогооблагаемую базу, растущий дефицит высококвалифицированных рабочих и специалистов. Необходим поиск ресурсов и механизмов для перевода экономики на качественно новый уровень развития. Кстати, хорошие возможности открываются с разработкой Национальной программы развития Дальнего Востока. Но возможности эти должны базироваться на научной основе. Обязательно следует учитывать формирующиеся тенденции, объективные ограничения и резервы развития - как общего, так и сугубо краевого значения. Сюда же приплюсуем осуществление специальной экономической политики, включающей преференциальные режимы хозяйствования для бизнеса, в том числе совершенствование ТОР и СПВ, инфраструктурное обустройство территории, принятие противозатратного кодекса в естественных монополиях и компаниях с государственным участием, а также в органах госвласти. Большим минусом для региона является острый конфликт между федеральной властью и губернатором Хабаровского края Сергеем Фургалом. Недавно он подвергся серьезной критике со стороны полпреда ДВФО Юрия Трутнева, который заявил, что преференциальные режимы ТОР, оказалось, тянутся в хвосте макрорегиона. Проекты на территориях опережающего развития в крае по сравнению с другими регионами Дальнего Востока реализуются вяло, динамику показывают не убедительную.

Амурская область (C+) – обладает широким потенциалом для развития, прежде всего, из-за наличия космодрома «Восточный» и развития связанных с ним территорий. Также известно, что в Амурской области расположено более 30% сельскохозяйственных угодий округа. Однако инвестиционные проекты развиваются недостаточно динамично, в целом потенциал реализуется средне. При этом положительные предпосылки к улучшению инвестклимата есть, по крайней мере, ни один инвестиционный проект за 2019 год пока не закрыт. Налоговые поступления, которые дают инвестпроект также растут. За время реализации всех проектов в бюджет региона поступило свыше 4 млрд рублей налоговых платежей. Однако региону нужна разработка механизмов поддержки малого и среднего бизнеса. Желательно введение режима жесточайшей экономии в использовании бюджетных ресурсов. Обустройство территории должно идти на принципах государственно-частного партнерства, когда бизнесу возмещают посредством будущих налогов затраты на создание производственной и социальной инфраструктуры, подготовку рабочих кадров. От региональных властей ждут лоббирования в высших инстанциях крупных инвестиционных проектов, в том числе в сфере туризма.

Республика Бурятия (C)– один из «регионов-новичков» в ДВФО, единственный динамично раскрывает свой инвестиционный потенциал, а включение в макрорегион дало дополнительные возможности для его развития. Инвестиционная привлекательность республики улучшается. Это связано с разными факторами, в частности, с объективными — ценами на электроэнергию, логистической доступностью, развитием инфраструктуры. Улучшаются показатели регуляторной среды, важные для небольших производств, а также доступность финансовых ресурсов, работа банков, состояние рынка в целом. Инвесторы пришли в отрасль добычи полезных ископаемых. В Бурятии есть крупные месторождения полиметаллов, плавикового шпата, кварцитов. Есть проекты, которые уже реализуются. Например, в текущем году запустится ГОК на Эгитинском месторождении плавикового шпата. В регионе реализуется проект территории опережающего развития для бизнеса - ТОР «Бурятия». По сравнению с прошлым годом наблюдается значительный рост промышленного производства в ТОР — порядка 7%. Необходим поиск ресурсов и механизмов для перевода экономики на качественно новый уровень развития. Кстати, хорошие возможности открываются с разработкой Национальной программы развития Дальнего Востока. Но возможности эти должны базироваться на научной основе. Обязательно следует учитывать формирующиеся тенденции, объективные ограничения и резервы развития - как общего, так и сугубо краевого значения.

Магаданская область (C) - стала одним из лидеров по темпам экономического роста среди регионов ДВФО. Темпы роста промышленного производства Магаданской области по итогам 2019 года составили 14,2%. Область стала одним из лидеров по этому показателю среди регионов Дальнего Востока. Основой для развития экономики в области служит горнодобывающая отрасль. Магаданская область сохраняет лидирующие позиции по добыче драгоценных металлов в России (первое место по добыче серебра и второе по добыче золота), увеличив добычу золота почти на 25% за прошедший год. Но надо заниматься и развитием других отраслей. Надо ориентироваться на увеличение населения и диверсифицированной экономики, стягивание жителей в большие и малые центры и создание в них максимально комфортных условий проживания. При этом будет идти расширение вахтовых методов организации труда на севере. Еще один фактор такого рода - размещение производительных сил на основе формирования территориальных центров экономического роста с ранжированием их по уровням значимости (федеральный, региональный, локальный и местный), каждый из которых будет иметь свои особенности социально-экономического развития.

Невысокий потенциал (D/D+)

Чукоткий АО (D+) – может стать одни из лидеров роста в 2020-2025 гг., но пока территория слабо развивает свой потенциал. Минэкономразвития подготовило прогноз социально-экономического развития России на 2020—2024 годы. Согласно ему, Чукотка в ближайшие годы покажет лучшие результаты экономического роста в стране. В регионах-лидерах прогноза среднегодовой рост валового регионального продукта (ВРП) составит 4-8,8%. Наилучшие показатели прогнозируют Чукотке, где ежегодно рост ВРП составит 8,8%. Рост в этих регионах будет связан с реализацией инвестиционных проектов. Речь идет о проектах в таких отраслях промышленности, как уголь, нефть, золото, алмазы, переработка добытого сырья, а также о машиностроении, фармацевтике, химическом производстве, торговле и строительстве. В целом экономика Чукотки вырастет за пять лет на 47%. Однако для этого необходимо расширить полномочия субъектов в распоряжении и пользовании природными ресурсами, увеличить налогооблагаемую базу субъектов за счет закрепления бизнеса по месту деятельности. Чтобы установить надежные и доступные связи субъекта с «материнской» стороной, надо регулировать транспортные тарифы. Один из самых важных пунктов: необходимо принятие федерального закона «О развитии Дальнего Востока» как институциональной основы развития субъектов ДВФО.

Еврейская АО (D) - ЕАО ожидает увеличения объема инвестиций на 15-20% в ближайшие два года. Рост инвестиций планируется за счет завершения строительства моста через Амур в Китай, проектов в сфере горной добычи и сельского хозяйства. В ЕАО строится мост из Нижнеленинского в Тунцзян (Китай) через Амур. Это будет первый железнодорожный мост между странами. Китай завершил строительство своей части, сдать мост планируется в 2020 году. Однако в ЕАО требуются действия власти как федерального, так и краевого уровней. Федеральные могут и должны обеспечить развитие рентных отраслей в центре цепочки вертикально-интегрированных структур, где вначале воспроизводство и геологоразведка, а в конце переработка. Сюда же приплюсуем осуществление специальной экономической политики, включающей преференциальные режимы хозяйствования для бизнеса, в том числе совершенствование ТОР и СПВ, инфраструктурное обустройство территории, принятие противозатратного кодекса в естественных монополиях и компаниях с государственным участием, а также в органах госвласти. Наблюдается и политическая нестабильность, врио главы ЕАО Ростиславу Гольдштейну только предстоит избраться на пост, тогда как Еврейская автономная область сталкивается с достаточным количеством проблем, связанных с социальным развитием и с развитием экономики, а это значит, что велик шанс повторения «хабаровского сценария» с победой ЛДПР.

Забайкальский край (D) – после перехода субъекта в ДВФО резкой динамики роста не показал. Статус дальневосточного региона открывает возможности для использования инструментов развития, таких как ТОР, программа «Дальневосточный гектар» и др., а в этой связи – улучшения инвестиционного климата и привлечения федеральных средств на инфраструктуру. Это должен знать губернатор, бывший первый заместитель министра по развитию Дальнего Востока Александр Осипов, который обладает необходимыми компетенциями для их внедрения в Забайкалье, однако пока решительных шагов в этом направлении нет. Улучшаются перспективы самых крупных сырьевых проектов, реализации которых в регионе ждали очень долго, и с которыми может быть связан будущий экономический рост Забайкалья. В этих условиях растет и неизбежно продолжит расти внимание федерального центра к отсталому региону, поскольку очевидно, что самостоятельно Забайкалье свои проблемы решить не способно.




<< Назад ко всем новостям